Могут ли отключить жилищно-коммунальные услуги за неуплату долгов?
30 декабря 2023 г. вступило в силу Постановление Кабмина №1405 об отмене моратория на долги.
- отключать потребителей от электричества, воды, газа и т.п.;
- начислять пеню и штрафы в случае несвоевременной/неполной оплаты счетов;
- взымать долги в судебном порядке;
- подавать на принудительное исполнение решения суда по поводу задолженности (изъятие безналичных денег, арест и распродажа движимого и недвижимого имущества должника, запрет на выезд из страны).
Для кого мораторий оставили в силе?
Запрет на прекращение предоставления жилищно-коммунальных услуг, начисление штрафных санкций и пени, а также взыскания задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги остался в силе для:- жителей оккупированных территорий и зон боевых действий, определенных перечнем Министерства реинтеграции;
- социально незащищенных слоев населения и лиц, находящихся на попечении государства (инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные люди).
В праве ли компания поставщик услуг отключить вас за долги и какая сумма долга считается критичной?
В случае неуплаты/недоплаты по тарифам компания имеет право либо полностью отключить вас от услуги, либо частично ограничить/приостановить предоставление услуги. Сумма долга считается критичной, если превышает установленные нормы и порядки оплаты, определенные соглашением между потребителем и поставщиком.Каким образом компания поставщик услуг должна предупредить абонента об отключении?
Поставщик должен заблаговременно предупредить абонента о прекращении предоставления услуг: в письменном виде (по почте) или другими доступными средствами коммуникации (электронное письмо, смс). Также поставщик должен предоставить потребителю возможность добровольной оплаты задолженности.Прекращение предоставления услуги: с участием пользователя/без участия пользователя
В случае отсутствия реакции или отказа от погашения долга, поставщик может прекратить предоставление услуг путем фактического перекрытия вентилей, отключения проводов и т.п. – на своей инфраструктуре. Физическое присутствие пользователя при этом не обязательно.Что делать, если вы не живете в своем доме, а счета за коммуналку приходят?
Если вы не живете в доме/квартире более 30 дней – сообщите об этом поставщику ЖКУ и согласуйте дальнейшие действия. Вашу недвижимость отключат от услуг (опломбируют доступ) и прекратят выставлять счета за тепло-, газо-, электро- и водоснабжение (если нет счетчика), горячую воду.Что делать переселенцам и беженцам?
Внутриперемещенные лица (ВПЛ) должны обратиться в социальные службы по месту регистрации. Для тех же, кто находится за границей, также предусмотрена возможность оформить соответствующее заявление – напишите, сфотографируйте, подпишите электронной цифровой подписью с помощью «Дии» и отправьте на электронный адрес поставщика жилищно-коммунальных услуг.Алгоритм действий и поддержка адвоката
В случае возникновения проблем с отключением услуг или взысканием долгов за коммуналку советуем воспользоваться правовой помощью адвоката, который предоставит консультацию по урегулированию коммунальных вопросов, поможет разобраться в ситуации и защитит ваши права.- подробно проконсультирует по законодательству в этой области – вы будете осведомлены во всех регламентах предоставления коммунальных услуг;
- разъяснит, что и как делать – вы получите алгоритм конкретных действий;
- поможет составить или получить документы – обращение к поставщику услуг, заявление о фактах их отсутствия или ненадлежащем качестве, акты-претензии, детализированные расчеты начислений;
- подготовит жалобы к контролирующим органам, проведет досудебное урегулирование спора;
- подготовит исковое заявление для судебной защиты, представит интересы при рассмотрении дела в суде.