Процедура признания без вести пропавшим, умершим, взятым в плен в зоне боевых действий
Военное вторжение, вооруженная оккупация отдельных регионов нашего государства ежедневно приводит к смертям, исчезновению или пленению, как среди гражданского населения, так и военного состава.
Для облегчения жизни родным, близким и другим заинтересованным лицам, которые в результате военных событий теряют важных для них людей, предлагаем разобраться с нормативной основой, процедурами и органами, которые компетентны решать эти вопросы.
Процедура признания гражданского без вести пропавшим, умершим в зоне боевых действий
Вопрос процедурных моментов признания лиц погибшими или пропавшими без вести урегулирован нормами ГК и ГПК, а также законом о правовом статусе лиц, за ныне продолжающихся особых событий без вести пропавших (вступило в силу в январе 2022 года), правительственное постановление № 511 по вопросам выполнения этого закона, но не исключительно ими.
Упомянутый закон является специальным для нормирования таких процессов в военное время.
Украинское законодательство в целом предусматривает необходимость установления судами фактов о признании лиц пропавшими без вести или умерших или объявления их таковыми.
Нюанс кроется в формулировании требований к суду для эффективной защиты оспариваемых, непризнанных или нарушених прав заявителей с точки зрения обстоятельств отдельно взятой ситуации, а также доказательствах, которыми заинтересованное лицо должно обосновать в суде определенные обстоятельства происшедшего, при которых человек исчез или погиб.
Однако обращению в суд предшествует подача заинтересованными лицами в территориальные органы Нацпола заявления о розыске пропавшего. Такое заявление может быть подано и Уполномоченным по лицам, пропавшим без вести при особых обстоятельствах, но в этом случае первоначально определенные законом лица должны направить ему сообщение об исчезновении человека.
Следовательно, учитывая положения вышеупомянутого закона, важно правильно зафиксировать обстоятельства, при которых лицо исчезло или погибло, а также вообще инициировать вопросы поиска, идентификации, фиксирования обстоятельств событий и т.д. перед специально уполномоченными органами.
Так, если установлены основания предполагать, что пропавшее во время особых событий лицо умерло, Уполномоченный имеет полномочия подготовить и выдать его родственникам соответствующее заключение о наличии таких обстоятельств. В таких случаях родственники в дальнейшем могут обращаться в местный суд общей юрисдикции с заявлением об объявлении пропавшего человека умершим, которое не следует путать с заявлением об установлении факта смерти физ. лица.
Также следует знать определенные сроки для установления таких фактов судами:
в отношении пропавших без вести лиц должно пройти 1 год и более;
в случае решения вопроса о лице погибшего должно пройти 2 года с момента его исчезновения.
По каждому факту, когда гражданское лицо лии военнослужащий исчезает без вести или умирает, органы Нацпола по заявлению заинтересованных лиц обязаны провести проверку, производится розыск человека или его останков. По каждому случаю сведения вносятся в ЕРДР.
В 2023 году заработал Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
Выписка из этого реестра будет подтверждать в этот период, что лицо пропало без вести, но не подтверждает данные о его гибели или пленении.
Процедура признания военного без вести пропавшим, умершим или взятым в плен в зоне боевых действий
Фактически процедура установления таких фактов не существенно отличается от того, что касается гражданских лиц, но в случаях с военными, командование в/ч по факту пропажи без вести или смерти должно проводить по каждому случаю служебное расследование, материалы которого в дальнейшем могут использоваться в качестве доказательств определенных обстоятельств в судебных органах.
Прежде всего необходимо подать заявление в полицию по без вести пропавшему военному.
Не менее важным шагом также будет сделать запрос в военную часть по пропавшему без вести, где должны проводиться расследование таких случаев, их фиксация на бумаге.
Военнослужащий считается пропавшим без вести, если, защищая Родину, воин исчез и в течение 15 и более дней отсутствуют данные о его местонахождении. СОЧ, при этом, должно быть исключено.
Какие документы могут предоставить в суд заинтересованные лица в качестве доказательств пропажи без вести или смерти, подавая соответствующее заявление (в порядке отдельного производства)?
Акт о расследовании служебном по обстоятельствам пропажи военного;
Справка командования в/ч об участии пропавшего непосредственно в боях или обеспечении осуществления мер по отражению или сдерживанию агрессии, безопасности или обороны в составе в/ч;
Приказ командования в/ч, с указанием, что военнослужащий по статусу без вести пропавшее лицо;
Уведомление центра комплектования об исчезновении без вести;
Выписка из реестра пропавших без вести;
Свидетельские показания.
В свою очередь вопрос установления факта лишения личной свободы (другими словами - попадания в плен) в результате вооруженной агрессии отнесен к компетенции соответствующей Комиссии, созданной при Минреинтеграции для исполнения требований Закона № 2010-ІХ.
Целью работы Комиссии является установление фактов пленения, внесение информации о пленных в Единый реестр таких лиц, а также решение вопросов об единовременных и ежегодных денежных пособиях семьям таких воинов.
На рассмотрение Комиссии вместе с заявлением установленной этим ведомством формы представляются следующие документы:
Справка Минобороны, имеющая установленный образец, с соответствующей информацией о пленении воина с указанием срока. Заменить ее может документ об участии военного в мероприятиях по обеспечению обороны страны, нахождению в районах таких действий или в периоды их проведения.
Выдержка ЕРДР (при наличии).
Сообщение сил безопасности или обороны о лице, лишенном личной свободы (при наличии).
Пошаговый алгоритм действий и список необходимой документации размещен на сайте Минреинтеграции.
Как действовать родственникам пропавшего без вести или умершего или взятого в плен?
Органами, которые в соответствии с законодательством должны реагировать в таких случаях и к которым может обращаться родня, являются Минобороны, центры комплектования, Нацпола, Уполномоченный или Комиссия при Минреинтеграции.
Эти органы, как отмечалось выше, в соответствии с компетенцией будут готовить соответствующие документы и проводить соответствующие мероприятия, в частности, по розыску, информированию о состоянии расследования, отобрании образцов ДНК, организации проведения исследований и прочее.
При этом решение суда, которым лицо признано отсутствующим без вести не дает права останавливать розыск этого лица. Аналогично не будет основанием для прекращения розыскных мер и судебное решение об объявлении человека умершим.
Очень важен тот факт, что семьи пленных и пропавших безвестно военных имеют право все время до момента признания погибшим воина получать предусмотренное ему денежное довольствие, которое сохраняется за ним на весь такой период отсутствия.
Процедура выплат по без вести пропавшему предусматривает, что первоочередное право на получение такой помощи возникает у жены, вторым порядком – у родителей.
Более подробно процедура выплат по без вести пропавшему военному описана в другой публикации на сайте объединения.
Законодательством предусмотрены и другие виды социального обеспечения семей пропавших без вести при особых условиях и объявленных умершими.
Над имуществом, принадлежащим пропавшему лицу, должна быть установлена нотариусом опека и выдано соответствующее свидетельство. При этом такая опека может быть установлена как после вынесения судебного решения о предоставлении лицу соответствующего статуса, так и до этого.
Юридическая помощь при признании лица без вести пропавшим, умершим в зоне боевых действий
Человек не может знать всего, а тем более быстро реагировать в состоянии горя, отчаяния.
Законодатель предусмотрел для урегулирования всех необходимых юридических вопросов относительно статуса пропавшего, умершего лица, его имущества, содержания лиц, которых по закону он должен содержать, даже возможность изменения территориальной подсудности, учитывая установленный судебный порядок указанных процедур и принятия решений.
Специалисты Адвокатского объединения Актум, понимая это, в процессе оказания юридической помощи всегда максимально заботливы, деликатны, эмпатийны, при этом, профессионально взвешенны и внимательны к деталям, не теряют «холодного ума», что крайне важно в такой категории дел.
Кроме того, команда объединения квалифицированно оказывает помощь адвоката с выплатами семьям военных, погибших или пропавших без вести. Адвокати проконсультируют куда, когда и с какими документами обратиться, при необходимости подготовят предусмотренную законодательством документацию и будут принимать другие необходимые меры по защите прав клиента.